Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Портрет молодой венецианки

Портрет молодой венецианки. 1505
Дерево, масло, 32,5 x 24,5 см
Музей истории искусств. Вена. Австрия

«Портрет молодой венецианки» Альбрехт Дюрер написал во время своей второй поездки в Венецию в 1505 году. Это одна из самых лирических живописных работ знаменитого мастера. Изысканная цветовая гамма - все оттенки коричнегового цвета, золотые переливы волос, нежнейших оттенков кожа и сияющая матовым блеском нитка жемчуга...

Мечтательный взгляд, слегка опущенные веки, лучистые черные глаза, волна волос над ясным высоким лбом, и большие, чувственные губы. От картины исходит такое очарование.

Нельзя сказать, что ее красота просто поражает, но в ней есть что-то притягательное, неуловимое делающее ее очень симпатичной молодой особой. По картине можно заметить, что девушка следит за собой и за модой – ее одежда опрятна, а прическа является одной из самых модных того времени (средние века). Так как на ней нет чепца (гребня) говорящего о замужнем статусе, то можно сделать вывод, что венецианка свободная девушка. Скорее всего, она обладательница стройной фигуры, задорного характера и смела на остроты, все это можно увидеть в искорках ее глаз.

Черный бант, располагающийся у ее сердца, может быть свидетельством того, что девушка потеряла близкого человека, потому что в Венеции именно это было знаком скорби. Не нужно было облачаться в черные одежды, достаточно было повязать черный бант и окружающие сразу поймут, что в семье случилось горе. К сожалению, по портрету нельзя сказать, кого потеряла девушка, но художник и не стремился ограничить ее личное пространство, он хотел показать миру лишь ее внутреннее состояние.

Ожерелье девушки может быть свидетельством того, что она принадлежит к знатному роду, наверное, средний класс.

Кого изобразил Альбрехт Дюрер? Кем была эта молодая венецианка? Искусствоведы даже не пытаются ответить на этот вопрос, ибо в истории не сохранилось никаких следов, даже намеков.

В «Портрете молодой венецианки» чувствуется увлечение той женщиной, которую написал художник. Лицо ее не назовешь правильным, но в самой его неправильности - пленительное обаяние. Тонкие, чуть вьющиеся золотистые волосы мягко касаются белого плеча. Прическу по венецианской моде придерживает прозрачная сетка. Глубоко вырезанное платье украшено вышивкой и бантами - золотым и коричневым. Задумчивые карие глаза кажутся особенно темными на бледном серьезном лице.

Портрет удивительно начат, но не закончен. Что помешало этому? Мы можем только задавать себе эти вопросы, но не смеем сочинять на них ответов. И все-таки, когда в Венском музее истории искусства стоишь перед «Портретом молодой венецианки» и не можешь оторвать от него глаз, возникает ощущение: это не просто портрет. Это страница жизни художника.