Праздник венков из роз

Альбрехт Дюрер. Мученичество десяти тысяч христиан

«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» (нем. Rosenkranzfest) картина Альбрехта Дюрера, написанная им в 1506 году в Венеции. В настоящее время находится в Пражской Национальной галерее, Чехия.

7 октября отмечается праздник Девы Марии Розария (Праздник четок или венков из роз). Традиция связывает его появление с явлением Девы Марии св. Доминику в 1214 г. Во время богослужения произносятся молитвы Розария и перебираются четки. Первые упоминания об использовании схожих с Розарием молитв по чёткам в католических монастырях относятся к IX веку. Современный вид чётки приобрели в XIII веке.

Классические чётки для Розария состоят из заключённых в кольцо 5 наборов из десяти малых бусин и одной большой, а также трех малых, одной большой бусины и креста.

По словам самого Дюрера, эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь успешным гравёром, что он также настоящий живописец.

История создания

Картина была заказана Дюреру немецкими купцами, обосновавшимися в Венеции, в то время, когда художник находился в этом городе. Алтарный образ предназначался для церкви Сан-Бартоломео, располагавшейся у немецкого торгового дома Фондако деи Тедески.

По словам самого Дюрера (его письмо Виллибальду Пиркгеймеру от 8 сентября 1506 года), эта работа заставила признать тех художников, кто считал его лишь гравёром, что он также настоящий живописец.

Император Рудольф II позднее (1585) приобрёл картину «Праздник венков из роз» и переправил в Прагу.

Композиция

В центре картины изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Иисус возлагает венок на голову коленопреклонённого папы римского (Юлий II, портретное сходство не соблюдено), мадонна — на голову Максимилиана I. Сплетённые вместе белые (символ чистоты Марии) и алые (страданий Христа) розы знаменовали собой объединение всех христиан в вере.

Два ангела держат над Марией зелёный балдахин, двое других — корону Габсбургов. Расположившийся у ног Девы Марии музицирующий ангел — отсылка к картинам венецианских художников, которые часто включали этот мотив в свои произведения.

Библейский сюжет, к которому общается художник, красив и наполнен глубоким символизмом. Распространённое на территории Европы братство чёток, по легенде основанное св. Домиником, традиционно устраивало праздник, корни которого уходили к явлению Девы Марии пред святым. Чётки для членов братства были не просто молитвенным инструментом, они считали, что каждая белая бусина – это роза, символ невинности Богоматери, а красная – цветок-символ крови Христовой. На картине изображено действо, где раздаются венки: Мария возлагает на голову папы римского Юлия II, младенец-Иисус – на чело Максимилиану I.

Есть на картине и миряне. Рядом с Мадонной и младенцем, а также со св. Домиником, раздающими венки, находятся Иероним, знаменитый архитектор из Аугсбурга, Гримани, кардинал Венеции, немецкие купцы, выступавшие заказчиками произведения.

В «Празднике чёток», как ещё называют эту картину, есть два интересных персонажа. Нехарактерный для Дюрера, но традиционный для итальянской школы живописи, херувим с лютней – дань тому, что художник почерпнул за время работы в стране. И фигура позади справа – молодой человек в изящных одеждах, сам Дюрер.

После того, как картина была завершена, Дюрер пишет из Венеции своему другу в Нюрнберг гордые слова, в которых ощущается удовлетворение законченным «Праздником четок»: «Заявляю вам, что лучше моей Марианской картины, вы не найдете на целом свете...»

Ровно через сто лет после написания этой картины, в 1606 году, она покидает Венецию и отправляется прямо в Прагу, в коллекцию императора Рудольфа 2 Габсбурского, любителя искусства, который любой ценой мечтал приобрести «Праздник четок» Дюрера. Тяжелая судьба ожидала картину после смерти Рудольфа 2.

Она была нещадно повреждена временем, выброшена из коллекции Пражского града и продана. В конце концов, дюреровский «Праздник четок» оказался в Страговском Монастыре в Праге, где был спрятана от людских глаз. Только в 1934 году после сложных многолетних переговоров, чехословацкое государство выкупает у монастыря произведение, которое по сей день находится в собрании Национальной в Праге, в Национальной галерее.