Андреа дель Сарто

Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto), 1486-1530. Итальянский живописец. Родился во Флоренции, там же учился у ПЬЕРО ДИ КОЗИМО. Сарто представляет собой переходный период от позднего Ренессанса РАФАЭЛЯ к маньеризму. Являлся учителем РОССО ФИОРЕНТИНО и ПОНТОРМО. Франциск I пригласил его в Париж, но после одного года работы Сарто вернулся во Флоренцию. Обладая совершенной техникой, Сарто объединил венецианский колорит и флорентийскую композицию, на основе чего миру предстали наиболее яркие творения, преимущественно религиозной тематики. Главным образом, мастер работал маслом, но также выполнял цикл фресок для монастыря Скальци и Сан Аннунциата, Флоренция.

Биография

Родился во Флоренции 16 июля 1486, хотя дата эта приблизительная, так как документов, связанных с его рождением, не сохранились. Отец его был портным, фамилия же его была д'Аньоло. Дель Сарто сына стали называть именно по ремеслу его отца, по-итальянски "sarto" ознчало "портной".

Уже в детстве был замечен талант Андреа к художественным искусствам и его определили в учению к одному ювелиру, который занимался обучением мальчика в течении трех лет, после чего его отдали под опеку малоизвестного живописца Джана Бариле.

Как долго наш герой состоял в учениках Пьеро ди Козимо — неизвестно. Однако Джорджо Вазари, в чьих «Жизнеописаниях» имеется биография Андреа дель Сарто, отмечает, что учитель очень любил его за его талант и работоспособность. Следовательно, отпускать его от себя слишком скоро он бы не захотел. Далее Вазари говорит, что Андреа в какой-то момент сам захотел покинуть Пьеро ди Козимо и намерение свое озвучил некоему юному художнику Франчабиджо, вместе с которым они проводили свое свободное время в Папской зале, перерисовывая картоны Микеланджело и Леонардо да Винчи. «И вот, — пишет биограф, — когда они на этой почве подружились, Андреа как-то сказал Франче, что терпеть чудачества совсем одряхлевшего Пьеро ему уже невмочь, и что он поэтому хочет завести себе отдельную мастерскую. Франча, который был вынужден поступить подобным же образом, так как его учитель Мариотто Альбертинелли к тому времени уже бросил живопись, услыхав решение своего товарища Андреа, сказал, что и ему нужна мастерская, и что поселиться им вместе было бы на пользу и тому, и другому».

В итоге молодые люди сняли помещение на Пьяцца дель Грано и приступили к самостоятельной работе. В 1509 году Андреа дель Сарто получил свой первый крупный заказ — на украшение дворика монастыря Скальцо сценами из жизни Иоанна Крестителя. Начало его работы было столь блестящим, что с этого времени у художника не стало отбоя от заказов.

В 1510 году к нему обратился некий хитроумный монах, стоявший за свечным ящиком в церкви Сантиссима-Аннунциата с предложением написать несколько фресок. Поначалу Андреа отказался, ибо у него и без того было много хлопот с заказом от монастыря Скальцо, однако монах настаивал на своем. Сделав ставку на мягкосердечие и честолюбие молодого живописца, он убедил его, что фрески, расположенные в таком часто посещаемом флорентинцами месте, как Сантиссима-Аннунциата, быстро прославят художника и послужат к его благоденствию. В рукаве у служителя церкви был припрятан и еще один козырь. Дело в том, что к описываемому времени в отношениях Андреа дель Сарто и Франчабиджо наметилась трещина: они стали скорее соперниками, чем друзьями. И монах изящно сыграл на этом, намекнув нашему герою, что в случае, если он не согласится на его предложение, заказ будет отдан Франчабиджо, и сей последний получит все выгоды, с ним связанные. Против такого довода Андреа дель Сарто устоять не мог.

Жизнь художника постепенно обустраивалась. Он уже зарабатывал достаточно, чтобы оказывать помощь своей семье и самому не прозябать в нужде. Со всем тем, скупым и корыстным он не был, умея довольствоваться малым. Вазари особо подчеркивает, что мастер никогда не завышал цены на свои работы. Более того, «брал очень мало за свои труды», стараясь не для денег, а для чести.

Такое, сравнительно беззаботное, существование продолжалось до тех пор, пока живописец не влюбился в Лукрецию дель Феде, молодую, недавно овдовевшую женщину. Женившись на ней, Андреа дель Сарто сделался (по крайней мере, если верить Вазари) форменным подкаблучником. Мало того, что почти всякий женский образ писал он после женитьбы со своей супруги, но еще и трудился не покладая кисти, чтобы удовлетворять любую ее прихоть.

Но, будучи женщиной недальновидной, Лукреция собственными руками разрушила тот фундамент, на котором могло бы зиждиться благополучие семьи. Случилось это так. В 1518 году король Франциск I, наслышанный об изрядном таланте Андреа дель Сарто, пригласил его работать во Францию. При своем дворе он окружил художника всеми мыслимыми почестями и осыпал его бесчисленными дарами. Останься мастер во Франции, его ждали бы слава и безбедная старость. Но в один прекрасный день он получил письмо от Лукреции, где она просила его вернуться домой. Живописец объявил королю, что ему необходимо съездить во Флоренцию. Он присягнул на Евангелии, что вернется, привезя с собою жену и наиболее ценные для него картины и скульптуры. Поверив ему, Франциск I отпустил его и даже снабдил деньгами на путешествие. Стоит ли говорить, что больше он его уже никогда не увидел? По возвращении во Флоренцию Андреа дель Сарто был сражен слезами жены, не желавшей покидать родину и ехать на чужбину. Мольбы супруги значили для него больше, чем клятвы, данные королю, и он навсегда остался во Флоренции, упустив возможность снискать почет и богатство.

Между тем, во Флоренции никто не ожидал его возвращения. Заказчики, полагая, что он уже окончательно переселился во Францию, передали работы, начатые им, другим живописцам (в частности, за время отсутствия Андреа две фрески в монастыре Скальцо успел написать Франчабиджо). И, хотя наш герой довольно быстро вернул себе былое положение, сердце его еще долго сжималось при мысли о нарушенной клятве.

В 1523 году во Флоренции разразилась эпидемия чумы. Чтобы обезопасить себя и свою семью от заразы, художник всем домом, «со чады и домочадцы» (своих детей у него, впрочем, не имелось; единственное «чадо» в семье была дочь Лукреции от первого брака, впоследствии позировавшая Андреа дель Сарто для «Девушки с томиком Петрарки), переехал на время в Муджелло. Здесь он получил заказ от сестер местного монастыря на написание алтарного образа «Оплакивание Христа» (этот образ, иначе называемый «Пьета», читатель может увидеть в разделе «Картинная галерея»). Монахини, по свидетельству Джорджо Вазари, относились к художнику и его семейству очень ласково, и, платя добром за добро, он работал над заказанной ими картиной с большим одушевлением и усердием.

Когда эпидемия миновала, Андреа дель Сарто вернулся во Флоренцию и продолжил работу над начатыми прежде циклами. Пришлось ему вспомнить, в частности, и о весьма давнем своем обязательстве перед монастырем Сан-Сальви, еще в 1511 году обратившемся к художнику с просьбой изобразить на стене трапезной Тайную вечерю. Эта работа, замечательная по колориту, была закончена им в 1527 году, через два года после не менее прекрасной «Мадонны дель Сакко».

В последних творениях Андреа дель Сарто уже чувствуется дыхание близкой смерти. За год или за два до нее он создал удивительно проникновенный автопортрет (Вазари пишет, что сначала он хотел запечатлеть свою жену, но та отказалась позировать, и тогда мастер использовал приготовленные краски, написав себя самого).

Умер он в 1530 году, когда во Флоренции в очередной раз свирепствовала чума. Впрочем, скорее всего, скончался он не от нее, а, как говорит биограф, «то ли от страха, то ли от беспорядочного вкушения пищи». На смертном своем одре Андреа дель Сарто был лишен самого необходимого ухода, поскольку Лукреция, все-таки опасаясь, что ее супруг заражен чумой, старалась держаться от него подальше. Когда живописец скончался, то домашние даже не сразу это заметили. Похоронен он был братьями монастыря Скальцо в церкви сервитов.

Картины Андреа дель Сарто

Среди первых произведений художника - пять фресок, иллюстрирующих житие св. Филиппа Беницци в дворике церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции, написанные в 1509-1510. В этих фресках очевиден отход от традиций живописи кватроченто, однако они почти не дают представления о стиле Андреа дель Сарто, хотя и выполнены вполне профессионально. После четырех лет работы, изучения рисунков Микеланджело и, вероятно, росписей Рафаэля в Риме творческие возможности художника значительно расширились; в фреске Рождество Богоматери (1514), написанной в клуатре той же церкви, появляются широта трактовки и эмоциональная выразительность.

В 1517 Андреа дель Сарто женился на Лукреции дель Феде и в этом же году написал свою знаменитую Мадонну с гарпиями (1517, Флоренция, галерея Уффици). Моделью для картины, как и для многих других его работ, возможно, послужила Лукреция. Французский король Франциск I, стремившийся привлечь к своему двору известных итальянских художников, в 1518 пригласил Андреа дель Сарто во Францию, поскольку тот считался лучшим рисовальщиком во Флоренции.

В Париже он написал картину Милосердие (Лувр) и вскоре вернулся во Флоренцию. Здесь в 1519 Андреа дель Сарто начал работу над фреской Тайная вечеря в монастыре Сан Сальви. В произведениях последних десяти лет жизни художник достиг совершенного мастерства. Среди них - Оплакивание (1524, Флоренция, галерея Питти); Мадонна дель Сакко (1525, церковь Сантиссима Аннунциата), Житие Иоанна Крестителя (1515-1526, Флоренция, монастырь Скальци), Алтарь Сарцана (1528, Берлин - Далем, не сохранился), Алтарь Валломброза (1528, Флоренция, галерея Уффици), Успение (1530, Флоренция, галерея Питти) и другие.

Композиции его произведений всегда имеют ясное построение и непринужденную уравновешенность. Молодые святые обычно изображены в грациозных позах, наделены мягкостью и безмятежным спокойствием. Андреа дель Сарто научился у Леонардо да Винчи использованию сфумато, но его колорит совершенно оригинален. Он обладает необычайной звучностью и, в некотором смысле, иррациональностью, что привлекало таких художников, как Понтормо, и в дальнейшем было развито в творчестве других представителей маньеризма.

Архангел Рафаил с Товием и Святым Леонардо

Архангел Рафаил с Товием и Святым Леонардо

Благовещение

Благовещение

Вознесение Богоматери

(заказанное Бартоломео Панчатики)

Вознесение Богоматери (заказанное Бартоломео Панчатики)

Вознесение Богоматери

(заказанное Маргаритой Пассерини)

Вознесение Богоматери

Встреча Святого Филиппо с прокаженным

Встреча Святого Филиппо с прокаженным

Дань Цезарю

Дань Цезарю

Диспут о Троице

Диспут о Троице

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Иосиф Прекрасный в Египте

Иосиф Прекрасный в Египте

Исцеление мощами Святого Филиппо

Исцеление мощами Святого Филиппо

Исцеление одержимой

Исцеление одержимой

Мадонна во славе и святые

Мадонна во славе и святые

Мадонна на ступенях

Мадонна на ступенях

Мадонна с гарпиями

Мадонна с гарпиями

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем, Святой Елизаветой и двумя ангелами

Мадонна с Младенцем, маленьким Иоанном Крестителем, Святой Елизаветой и двумя ангелами

Мадонна с Младенцем, со святыми Иосифом и Петром Мучеником

Мадонна с Младенцем, со святыми Иосифом и Петром Мучеником

Милосердие

Милосердие

Наказание богохульствующих

Наказание богохульствующих

Не прикасайся ко мне

Не прикасайся ко мне

Обручение Святой Екатерины

Обручение Святой Екатерины

Оплакивание (2)

Оплакивание (2)

Пьета

Пьета

Рождество девы Марии

Рождество девы Марии

Святая Агнеса

Святая Агнеса

Святое семейство Барберини

Святое семейство Барберини

Святое семейство Медичи

Святое семейство Медичи

Христос-страстотерпец

Христос-страстотерпец

Шествие волхов

Чудо Исцеления Младенца

Чудо Исцеления Младенца