Антонио Корреджо

Антонио Корреджо (Correggio, Antonio Allegri). Род., вероятно, в 1487 или 1488 году, ум. в 1534 г. в Корреджо. По-видимому, ученик своего дяди Лоренцо и Франческо Бьянки - Феррари; позднее формировался как художник под влиянием Коста. Работал в своём родном городе, а с 1518 г. — главным образом в Парме.

Биография

Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии - области северной Италии - начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка. Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию - это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения. Возможно, что портрет так называемого "Медика" из Дрезденской галереи - это изображение Ломбарди.

Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари. Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо. По возвращении на родину Корреджо вскоре становится известным живописцем и получает большой заказ в Парме, главном городе Эмилии. Ему было предложено расписать несколько помещений монастыря св. Павла, игуменья которого была известна своей оригинальностью и своенравием. Возможно, этим объясняется специфика сюжетов, выбранных Корреджо. Им были совершенно исключены религиозные сцены и изображены мифологические сюжеты, В столовой на стене он пишет фреску "Возвращение Дианы с охоты", а потолок расписывает в виде беседки, увитой гирляндами зелени. Сквозь нее в овальные проемы выглядывают пути. несущие охотничье снаряжение и трофеи Дианы. Изображенные здесь путти - одна из лучших декоративных работ того времени по изяществу форм и свежести чувств. В целом же фрески монастыря св. Павла (1517-1520) представляют собой первый шаг мастера в освоении приемов монументально-декоративного искусства.

Следующей была роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520-1524) в том же городе. Естественно, что заказ этот последовал после того, как в Парме распространилась молва о великолепном мастерстве молодого художника. В этой фреске Корреджо создал новый тип купольной росписи. До него купола разделяли на части или естественными архитектурными членениями или же их живописной имитацией. В каждой части помещалась отдельная композиция или фигура. Корреджо поступает иначе. Он как бы уничтожает реальные пространственные границы интерьера и создает иллюзию небесного свода, на фоне которого парит фигура Христа. Вокруг располагаются апостолы, также изображенные в смелом ракурсе и смотрящие вверх на видение. Позы свободны, а лица выражают охвативший героев трепет при созерцании чуда. Пронизанная сильной внутренней динамикой, композиция поражает необыкновенной жизненностью, с которой трактует художник сверхъестественное событие. В росписи огромного купола Пармского собора, начатой в 1524 году, Корреджо доводит до совершенства созданные им принципы купольной росписи. Заказ на нее художник получил, еще будучи занятым работой в Сан Джованни Эванджелиста. Когда эти фрески были уже в стадии завершения, монахи-бенедиктинцы увидели их и были настолько поражены, что тут же вступили в переговоры с художником по поводу росписи собора.

В куполе Корреджо изобразил сцену "Вознесение Богоматери на небо", вновь прибегнув к приему создания иллюзорного пространства неба, которое он заполнил облаками и сонмом полуобнаженных фигур святых и ангелов. В центре композиции в ослепительном сиянии архангел Гавриил встречает Богоматерь. Навстречу ему устремлена группа ангелов и святых, поддерживающих Марию. Движения отдельных фигур сливаются в единую динамическую композицию, разрушающую границы реальности и уносящую воображение зрителя в сферу мистических переживаний.

Однако современники не оценили должным образом фреску Корреджо. Сложные ракурсы, удивительные эффекты светотени, сложность и новизна композиции оказались вне пределов привычного восприятия. Настоятель монастыря сравнил живопись Корреджо с блюдом лягушачьих ног. Всю степень новаторства мастера мог оценить только истинный художник. Им оказался Тициан, проезжавший несколько лет спустя через Парму и видевший фреску Антонио. Монахи спросили у него, стоит ли фреска той суммы, которую они затратили на нее. "Возьмите этот купол, - отвечал Тициан,- переверните его, наполните золотыми монетами, и тогда еще вы не заплатите то, что стоит эта живопись". К сожалению, сам художник не слышал этих слов. Он умер в возрасте сорока лет, не успев закончить свое последнее произведение.

Станковая живопись Корреджо раскрывает нам иные грани его искусства. В алтарных образах 1520-х годов мастер болеетрадиционен, чем в монументальной живописи. Как в "Мадонне со св. Франциском", так и в "Мадонне со св. Себастьяном", Корреджо стремится сохранить гармонический строй образов Высокого Возрождения. Но если в первой картине автору это удается, то во второй он настолько увлекается динамикой фигур и аффектацией движения, что говорить о ренессансной основе уже трудно. Перед нами уже произведение иной эпохи, маньеристической, когда художника привлекают светотеневые и пластические контрасты, экспрессия движения, внешняя красивость формы, а за всем этим стоит возможность субъективного самовыражения, погружения в стихию сверхчувственного.

К наиболее зрелым алтарным картинам Корреджо следует отнести "Мадонну со св. Иеронимом" (так называемый "День", 1527-1528, Парма, музей) и "Рождество" (так называемая "Ночь", ок. 1530, Дрезденская галерея).

"День" - излюбленный итальянскими мастерами тип "святого собеседования". Сохранив внешнюю традиционную форму, Корреджо превращает его в полную нежных чувств сцену материнства. Художник как бы нисходит с высот тех сверхъестественных видений, которые он воплощал в купольной росписи Пармского собора. Он погружается в уютный мир простых человеческих отношений, любуется красотой самых светлых человеческих чувств. Взор художника обращается и к природе, находя в ней отражение своим переживаниям. Пейзаж в картине - один из самых прекрасных в творчестве мастера.

Знаменитая "Ночь" пронизана теми же настроениями. Художник прежде всего стремится отобразить человеческие переживания, чувственно-эмоциональную сущность события. Даже сверхъестественное освещение приобретает в картине характер обыденного: источающее свет тело младенца объято руками матери, которая прижимает его к себе и смотрит на него с умилением и любовью. Все остальные персонажи, даже парящие в воздухе ангелы, изображены в самых непосредственных позах.

Следует отметить, что `Рождество` - одна из самых первых "ночных сцен" в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля "Освобождение апостола Петра из темницы". Но там был подчеркнут скорее элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения. Этим он предвосхитил многие приемы живописи XVII столетия.

Однако эстетика маньеризма все более захватывает Корреджо. Особенно это заметно на примере его поздних живописных произведений - парных композиций "Юпитер и Ио" и "Ганимед" (обе в Музее истории искусств в Вене, ок. 1530) или "Данаи" (нач. 1530-х гг.. Галерея Боргезе, Рим), где трансцендентное восприятие мира берет верх над образами простого человеческого бытия.

Если окинуть единым взглядом творчество Корреджо, то прежде всего в нем поражает диапазон поставленных художественных проблем. Во фресковой живописи он намного опережает своих современников, предвосхищая плафонные росписи XVII и XVIII веков (вплоть до Тьеполо!). В станковой живописи Корреджо проделывает огромный путь от проникнутых духом величия и патетики образов Высокого Возрождения до взволнованных и экспрессивных композиций, открывающих путь новой эпохе - барокко.

Картины Антонио Корреджо

Святая Екатерина Александри

Святая Екатерина Александри

Портрет знатной дамы

Портрет знатной дамы

Отдых по пути в Египет

Отдых по пути в Египет

Мадонна со святым Франциско

Мадонна со святым Франциско

Отдых по пути в Египет со св. Франциском

Отдых по пути в Египет со св. Франциском

Мадонна, поклоняющаяся младенцу

Мадонна, поклоняющаяся младенцу

Мадонна с корзиной (Мадонна делла честа

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мистическое обручение Святой Екатерины

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем

Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна с младенцем и ангелами

Мадонна Кампори

Мадонна Кампори

Мадонна дела Скала. Мадонна у лестницы

Мадонна дела Скала. Мадонна у лестницы

Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами

Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами

Отдых по пути в Египет со святым Франциском

Отдых по пути в Египет со святым Франциском

Прощание с Христом

Прощание с Христом

Рождество с маленьким Иоанном

Рождество с маленьким Иоанном

Снятие с креста

Снятие с креста

Мученичество святых

Мученичество святых

Венера, Сатир и Купидон

Венера, Сатир и Купидон

Даная

Даная

Диана, отправляющаяся на охоту

Диана, отправляющаяся на охоту

ИО

ИО

Ганимед

Ганимед

Венера с Юпитером и Купидоном

Венера с Юпитером и Купидоном (Юпитер и Антиопа)

Не прикасайся ко мне

Не прикасайся ко мне (Не трогай меня)

Аллегория порока

Аллегория порока

Аллегория добродетели

Аллегория добродетели (Аллегория Достоинства)

Иоанн Креститель

Иоанн Креститель

Леда и лебедь

Леда и лебедь

Мадонна св. Георгия

Мадонна св. Георгия

Апостолы Петр и Павел

Апостолы Петр и Павел

Юдифь

Юдифь

Успение богородицы Марии

Успение богородицы Марии

Поклонение волхвов

Поклонение волхвов