Пьетро Перуджино

Пьетро Перуджино (Perugino) (настоящая фамилия Ваннуччи, Vannucci) (между 1445 и 1452-1523), итальянский живописец. Представитель умбрийской школы Раннего Возрождения. Созерцат. идиллич. настроение, тонкость пейзажных фонов сочетаются с ясностью, уравновешенностью композиций.

Биография

Перуджино вступил в цех св. Луки во Флоренции. В его ранних произведениях ("Мадонна" Париж музей Жакмар-Андре: Берлин-Далем музей; Лондон Нац. гал.) заметно влияние резких четких контуров и светотени Андреа Верроккьо. В мастерской Верроккьо вместе с другими художниками юный Перуджино работает над созданием "Распятия со св. Иеронимом и св. Антонием" для ц. Санта-Мария в Арджано а также исполняет "Рождество Иоанна Крестителя" (Ливерпуль Художественная гал. Уокера) очевидно для пределлы алтаря "Мадонна ди Пьяцца" написанного Верроккьо для собора в Пистойе (после 1474). Однако в отличие от Верроккьо и его флорентийских учеников Перуджино проявляет больший интерес к чистым формам и рассеянному свету восходящему к Пьеро делла Франческа. Воздействие светоносности и фантазии произведений Доменико Венециано и Пьеро (которые оба работали в Перудже) особенно заметно в сценах из жизни св. Бернардина (1473 Перуджа Нац. гал. Умбрии) исполненных вероятно по рисункам Перуджино. Поиск классического ритма неизменная цель Перуджино - проявляется уже в фреске "Св. Себастьян с двумя святыми" (1478 ц. Санта-Мария в Черквето) но лучше всего - в фреске "Передача ключей апостолу Петру" (1481-1482 Ватикан Сикстинская капелла). Вместе с тем здесь художник уже отходит от влияния Пьеро делла Франческа создавая фризовую многоплановую композицию. Если геометризированные фигуры Пьеро окружены глубоким пространством то у Перуджино они отчетливо выделяются на фоне далекого пейзажа. Фрески Сикстинской капеллы "Нахождение Моисея" и "Крещение Христа" он создал в соавторстве с Пинтуриккио; влияние сложных и живописных пейзажей Пинтуриккио проявляется также в Св. Иерониме (Вашингтон Нац. гал.).

Кроме того тщательно выписанный пейзаж в прекрасном "Галицинском триптихе" ("Распятие со св. Иеронимом и Марией Магдалиной" там же) апеллирует к нидерландской живописи что можно объяснить вероятно доставкой во Флоренцию около 1483 знаменитого триптиха Гуго ван дер Гуса заказанного семейством Портинари. В "Полиптихе Альбани" ("Рождество со святыми" 1491 Рим собрание Торлониа) усиливается ритмическая взаимосвязь между двумя четко различимыми симметричными и центрированными частями композиции персонажами и архитектурным декором. Это прием часто используемый художником в последующие пять лет когда он живет и работает преимущественно во Флоренции появляется в таких его произведениях как "Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и св. Себастьяном" (1493 Флоренция Уффици) Явление Мадонны св. Бернару (Мюнхен Старая пинакотека) Пьета (Флоренция Уффици). В большой фреске "Распятие" (1493-1496 Флоренция ц. Санта-Мария Малдалена леи Пацци) Перуджино придает пространству глубину с помощью простого ритмизированного пейзажа широкого исключающего всякий перспективный архитектурный декор. Это приводит к незамысловатому расположению персонажей иногда размещенных вдоль наклонных по отношению к первому плану линий. В этом Р. Лонги видит влияние майоликовых алтарных картин Андреа делла Роббиа ("Мадонна со святыми" Болонья Нац. пинакотека; "Вознесение" центральная часть полиптиха из ц. Сан-Пьетро в Перудже ныне Лион Музей изящных искусств пределла - Руан Музей изящных искусств; фрески в Колледже дель Камбио в Перудже закончены в 1500; Успение Марии из монастыря Валломброза 1500 ныне - Флоренция гал. Академии).

В последние годы XV в. в мастерскую Перуджино поступает молодой Рафаэль. Они вместе работают над пределлой алтаря из ц. Санта Мария Нуова в Фано. Под влиянием Рафаэля Перуджино от несколько тусклых форм предшествующих лет переходит к более легким и сияющим (два "Пророка" из полиптиха ц. Сан-Пьетро ныне - Нант Музей изящных искусств; "Пьета" Уильямстаун. Художественный институт Кларка; медальоны на своде Колледже дель Камбио). На протяжении 20 лет искусство Перуджино сохранит свою элегантность но вдохновение и изобретательность художника начинают постепенно иссякать о чем свидетельствуют такие картины как Поклонение волхвов (1504 Читта делла Пьеве ораторий Санта-Мария деи Бьянки); "Триумф Целомудрия" для студиолы Изабеллы д'Эсте (1505 Париж Лувр); створки полиптиха из ц. Сантиссима-Аннунциата во Флоренции начатого Филиппино Липпи (1504-1507 Снятие с креста Флоренция гал. Академии; "Успение Марии" Флоренция ц. Сантиссима-Аннунциата; "Святые" Альтенбург музей и частное собрание); медальоны на своде Станци дель Инчендио в Ватикане (до 1507); фреска "Рождество" (Монтефалько ц. Сан-франческо); фрески в ц. Санта-Мария делле Лакриме в Треви (1521). В первые годы XVI в. историческая функция искусства Перуджино сходит на нет. Однако в конце кватроченто оно играло важную роль способствуя распространению вкуса к классическому искусству в Умбрии (Рафаэль) Тоскане (Фра Бартоломео) и Северной Италии (Франча Коста). Но сам Перуджино не последовал по тому пути рождению которого так способствовали его поиски широты и монументальности.

Среди других значительных произведений художника следует отметить тондо "Мадонна с ангелами и святыми" (Париж Лувр) "Аполлон и Марсий" (там же) "Св. Себастьян" (там же и Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж) "Оплакивание Христа" (1495 Флоренция Палаццо Питти) "Мария Магдалина" (там же) триптих из Павийской Чертозы (Лондон Нац. гал.) "Мадонна с младенцем" (Москва Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) Воскресение (Ватикан пинакотека) "Обручение Марии" (Кан Музей изящных искусств) и множество замечательных портретов - Франческо делле Опере (1494 Флоренция Уффици) дон Бьяджо Миланези и дон Бальдассаре ди Антонио ди Анджело (там же) и Портрет молодого человека (между 1495-1500 Санкт-Петербург Гос. Эрмитаж). У Перуджино было много учеников и подражателей среди которых можно назвать Тиберио из Ассизи Джанникола ди Паоло Эусебио ди Сан Джордже и Спанья.