Альбрехт Дюрер

Портреты Агнесы Дюрер. 1490

Агнеса Дюрер, урождённая Фрей (нем. Agnes Durer geb. Frey, 1475, Нюрнберг — 28 декабря 1539, Нюрнберг) — жена Альбрехта Дюрера.

Агнеса была дочерью медника Ганса Фрея, друга Альбрехта Дюрера старшего, и его жены Анны. 7 июля 1494 года она вышла замуж за Альбрехта Дюрера, который, по желанию своих родителей, должен был прервать своё путешествие в качестве подмастерья по германским землям. В «Семейной хронике», составленной в конце жизни самим Дюрером приведены условия брачного соглашения, в том числе отмечено, что приданое Агнесы составило 200 флоринов. Ничто не указывает на то, что Дюрер не желал этого брака.

Агнеса занималась сбытом гравюр мужа. Она регулярно посещала большие ярмарки, но обычно продавала оттиски на еженедельном рынке в Нюрнберге, где стояла рядом с торговцами фруктами и овощами. Задокументированы её поездки на большие ярмарки в Лейпциге и Франкфурте. Так, известно, что в сентябре 1505 года она отправилась во Франкфурт, на самую крупную книжную ярмарку Германии, и возвратилась домой только в мае 1506 года, задержавшись, вероятно, из-за вспышки эпидемии чумы в Нюрнберге. Во время второй поездки мужа в Италию (1506), Агнеса встала во главе его нюрнбергской мастерской. В 1520—1521 годах супруги совершили путешествие по Нидерландам.

Брак был бездетным, а между супругами не всегда царило согласие. Известно письмо Дюрера другу Виллибальду Пиркгеймеру, где он отпускает грубые шутки в адрес своей жены и называет её «старой вороной» (alte Krahe). Позднее Пиркгеймер в письме к Иоганну Черте обвинял жену художника в том, что она своими упрёками, а также тем, что, его, уже больного, заставляла работать, ускорила его смерть. Комментатор этого письма однако отмечает, что, такой отзыв об Агнесе свидетельствует скорее всего о подавленном состоянии духа самого Пиркгеймера в то время, чем об истинном положении вещей.

После смерти мужа — она осталась в соответствии с брачным контрактом его единственной наследницей, а состояние, оставленное Дюрером оценивалось в 6874 флорина — Агнеса продолжала жить в доме на Циссельгассе и продавать его работы. В 1528 году император Карлом V подтвердил её права собственности на работу Дюрера о человеческих пропорциях. После смерти Агнесы в 1539 году по её завещанию в память о муже была учреждена стипендия для студентов, изучавших теологию.

В 1494 году Дюрер нарисовал первый портрет Агнесы, последним стал рисунок, сделанный в Нидерландах на 27 годовщину свадьбы. Считается, что Агнеса послужила моделью для святой Анны в картине «Мадонна с младенцем и святой Анной» (1519).

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494

Покуда молодой художник странствовал, отец сосватал ему невесту. Агнес Фрей. Дочь Ганса Фрея - медника, механика, музыканта. Приданого за ней будет дано двести гульденов. Видно, к этим дням и относится портрет Агнес - беглый рисунок пером. На рисунке - девушка в домашнем платье и переднике. Она наспех причесана - из косы выбиваются пряди волос и лицо ее не кажется красивым - правда, у каждого века свои представления о женской красоте. Подпершись рукой, она задремала - верно, захлопоталась: дел перед свадьбой много.

Жених зашел в дом к будущему тестю. Тщательно причесанный, нарядно одетый, с подарком невесте, Альбрехт Дюрер отворил дверь в дом и застал врасплох задремавшую Агнес. Такой он и нарисовал ее. Мимолетный набросок не льстил невесте. Поколебавшись, словно проверяя себя, как звучат и что значат эти короткие слова, оп написал под рисунком: "Моя Агнес". За всю историю их долгого брака это единственные нежные слова, написанные Дюрером о жене.

А. Дюрер. Мадонна с младенцем и святой Анной. Агнеса Дюрер в образе святой Анны, 1519, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

А. Дюрер. Мадонна с младенцем и святой Анной. Агнеса Дюрер в образе святой Анны, 1519, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Агнеса Дюрер в нидерландском костюме. Рисунок Альбрехта Дюрера. 1521

Агнеса Дюрер в нидерландском костюме. Рисунок Альбрехта Дюрера. 1521