Васнецов. Васнецов В.М. «Жница». Описание картины

Жница. Картина В.М. Васнецова

Картина написана в 1867 году. Холст, масло.

Картина находится в Тверской областной картинной галерее.

Пришла осенняя пора, а вместе с ней и время собирать урожай. Все крестьяне, от мала до велика, в этот час трудились, не покладая рук. Своя работа была и у молодой крестьянской девушки, запечатленной Васнецовым в центре полотна. На ней – белая вышитая рубаха и синий сарафан. Рукава рубахи присобраны до локтя, подол сарафана подобран и заткнут за пояс – одежда не должна мешать тяжелому труду. Волосы жницы убраны под красный платок. Наряд девушки аккуратен и опрятен, выглядит свежо и празднично, и это не удивительно. Согласно старой славянской традиции на уборку урожая полагалось надевать только новую, чистую, и даже праздничную одежду.

Тонкая и худощавая, юная босоногая крестьянка не боится работы. Только что окончив жать свой участок поля, она, повесив серп на плечо, приготовилась вязать снопы. Лицо девушки выдает ее усталость, но осознание важности труда скрашивает светлой радостью часы нелегкой работы в поле. Кажется, она замерла лишь на один миг, и через секунду после того, как художник заметил ее, девушка снова продолжит жать зерно и вязать снопы.

На втором плане картины, окутанные утренней дымкой, изображены деревянные крестьянские избы. Уютны и опрятны дома в этой небольшой деревушке. У ног девушки – простой деревянный жбан с холодным квасом. В жару он поможет ей и другим жнецам утолить жажду. Утреннее голубое небо не омрачают тучи – лишь легкий дымок нарушает его ясность. Расстилаются позади крестьянки золотые пшеничные поля, склоняются к земле желтые, налитые солнцем, колосья.

Картина пронизана любовью и трепетным отношением художника к простому русскому народу и его тяжелому труду. Нелегкая жизнь крестьян, широта души народа, завораживающая красота родной природы – все это сложилось воедино в скромной по размеру, но богатой по смыслу работе В. Васнецова.

Образ сельской труженицы удался художнику. Ему удалось передать самобытность сельской девушки, работающей в поле. Одежда девушки соответствует стилю сельскохозяйственных работниц девятнадцатого века. Мы видим, что жница совсем юная, робкая и трудолюбивая. Босые ноги говорят нам о том, что девушке приятно ступать по русской земле и чувствовать под ногам свежескошенные колосья. Голова ее прокрыта платком, что говорит нам о том, что день жаркий и время полуденное. Одежда ее проста, но опрятна. Подол юбки девушка подняла, чтобы не запачкать сарафан, что наталкивает нас на мысль о том, что она аккуратна.

Мы видим ее красивые и сильные ноги. Мы не видим на ней украшений, что свидетельствует о том, что она из бедной семья. Да и богатая не пойдет в поле собирать пшеницу. Девушка очень тоненькая, худощавая, но при этом она не боится тяжелой работы. Взгляд у нее решительный и видно, что она привыкла к тяжелому труду.

Желтый цвет колосьев дает нам понять, что сейчас самое время собирать пшеницу. Вид спелой пшеницы дает нам ощущение родной природы. На заднем фоне Виктор Михайлович несколькими мазками рисует деревню. Всего несколько домиков, а мы уже понимаем, что деревушка небольшая, но уютная. Этот уют создает дымок над крышами домов. Небо чистое, голубое, ни тучки, только дымок. Весь образ девушки — это воплощение образа русской девушки девятнадцатого столетия. Картина написана настолько реалистично, что хочется выйти к ней в поле, взять серп и начать косить пшеницу.

Художник этой картиной хотел показать быт русской жизни, простоту русской души и красоту природы. Картина наводит на размышление о жизни русских крестьян, об их тяжелых трудовых буднях. В заключении хочется сказать, что картины Васнецова радуют глаз и носят историческую ценность, так как передают исторический дух наших предков. Весь образ русской души заключен в одной хрупкой фигуре девушке. Виктор Михайлович смог этим образом жницы передать всю прелесть русских женщин. Подводя итоги хотелось бы отметить, что картина написана в свойственном художнику стиле.